Отчет был впервые опубликована на сайте топ-снукер
Prestatyn: PIOS event 5. (06.12 – 11.12.09)
"Предисловие.
Я понимаю, что попала в самый разгар событий мирового снукера – сначала UK Championship, а сейчас еще и чемпионат мира по 6-и красным. Но хотелось бы надеятся, что за этими крупными турнирами рассказ о кухне серий ПИОС окажется кому-нибудь интересным.
Начать, пожалуй, стоит с небольшой историко-фактической справки. Предприимчивый британский офицер Фред Понтин после Второй Мировой Войны решил заняться туристическим бизнесом. Одним из объектов стало старое конное хозяйство, которое переделали под летний курорт на берегу моря с домиками-шале. Назвали все это Pontin`s Holiday Centre in Prestatyn Sands на севере Уэльса. И именно там стали проводить соревнования по снукеру, а позже в сотрудничестве с Worldsnooker квалификации ко многим основным турнирам мейн-тура и серию ПИОС.
Серии ПИОС (Pontin`s International Open Series) проводятся каждый сезон и состоят из 8-и туров, за участие в каждом из которых игроки получают рейтинговые очки. Играть могут все желающие и зарегестрировавшиеся на сезон. По итогам всех туров лучшие 8 снукеристов попадают в мейн-тур. Это вкратце. А на деле ПИОС является последней ступенькой перед профессиональным снукером (не считая европейских, мировых и прочих британских чемпионатов). Поэтому страсти, матчи, уровень игроков, дисциплина, а также судейство – все здесь на совершенно другом, более высоком уровне. И, конечно же, попасть на один из туров в качестве судьи стремятся многие. Я бы сказала, что ПИОС – кузница кадров мейн-тура.
Итак, на очередной 5-й тур в Северный Уэльс собралось 60 игроков (все польские участники дружно не приехали), 4 судьи и организаторы. Надо сказать, что после довольно утомительной дороги (ближайшие к Престатину аеропорты Манчестер или Ливерпуль, от которых еще 3 часа езды на автобусе) традиционная английская погода вела себя безукоризнено – было тепло и солнечно. Впрочем, к домикам для проживания это не относилось – там стояла настоящая зима. Неудивительно, что многие участники после окончания игр собирались в единственном пабе Queen Vic – пообщаться, погреться и посмотреть UK Championship.
И еще одно «лирическое отступление». Уэльс очень красивый регион – холмистая местность на берегу моря. Городки как с классической английской (ок, уэльской) картинки – из красного кирпича и не выше 4-х этажей. Добавьте к этому разнообразные рождественские декорации и получится просто загляденье! Зато самосознание у местных жителей тоже ярко выражено. Я по привычке все время говорила, что нахожусь в Англии, а меня постоянно и настойчиво поправляли, что вообще-то я в Уэльсе – части Соединенного Королевства. Про язык тема отдельная. Единственное, что я поняла так это то, что уэльский немного похож по звучанию на датский, а уэльский акцент довольно тяжело воспринимать на слух (я, например, постоянно переспрашивала...). Ну, для примера пара слов: Bore da (доброе утро), Cumry (прозносится «Кимри», собственно сам Уэльс), safele biusiau (не прознесу! автобусная остановка). А местные чайки (крайне наглые и сообразительные) заставили некоторых поволноваться. Представьте, часов 7 утра и к вам в стеклянную дверь кто-то настойчиво барабанит. Конечно, спросоня думаешь, что проспал и тебя будят. Оказалось, что чайки клювами стучатся в двери и требуют пищу!
Но вернемся к снукеру. Многие игроки уже знакомы по европейским и мировым чемпионатам, многие уже были профессионалами. Место проведения действительно впечатляет ведь здесь играются многие квалификации к турнирам мейн-тура, в том числе к Masters и UK Championship. Поэтому и атмосфера, и оборудование соответствующие. Игры проходят на 8-и столах (играют на тех же Star, что и сами турниры), на каждом есть маленькое табло для очков для ранних стадий и большие для финальных стадий (точно такие же, как вы можете видеть в телепоказах). Столы с подогревом и отделены друг от друга перегородками. Практически все игроки, с которыми я общалась, эти столы очень хвалили и говорили, что теперь техника ударов должна быть более точной, т.к. срез луз чуть более строгий, чем на предыдущих Riley. Первый и второй раунды также играются на 4-х столах для практики.
Первый день. Играются 6 сессий до 4-х побед. Работа судьи в этот и на следующий день заключается в подготовке столов к каждому матчу (причесать, пригладить, в конце дня еще и погладить утюгом). Т.к. игроки сами судят свои игры, то при возникновении споров или вопросов они обращаются к судье только за разъяснениями, т.е. сами матчи в первые 2 дня мы не судили. Работа как и на любом турнире делится на 2 смены – утром и вечером. Зато один из организаторов, отвечающий именно за судейский корпус, Хейдн Перри (сам бывший профессиональный судья), тут же выдал «зарплату» - 75 понтинских фунтов. Что на простом языке означает – бумажки, которые можно тратить только в пабе и только вечерами (паб открывался с 7-и).
Это был день наибольшего расстройства среди игроков, т.к. очень обидно проигрывать в самом начале. Причем, наиболее эмоциональны возрастные игроки. Например, на прошлом туре двое соперников чуть ли не подрались из-за спорной ситуации и неожиданно тут им снова выпало играть друг против друга. На этот раз судья у них был весь матч, который длился 3 часа. Больше всего разочаровали Лиам Хайфилд – явный фаворит и 1-й номер рейтинга (он играл на юниорском чемпионате в Санкт-Петербурге этой весной). Проигрыш 1-4 индийцу Адите Мехте. Лиам при отличной позиции не смог забить розовый и полностью потерял игру. Хотя Адите надо отдать должное. Он немного напоминает тигра – с виду спокойный и расслабленный, но как только подходит к столу – своего не упустит. Но еще более обидным было поражение финалиста того же юниорского чемпионата Майкла Возли. Майкл сделал отличную серию в 142 очка, но проиграл в решающем фрейме Кевину Ван Хову из Бельгии (который играет не смотря на серьезные проблемы со спиной).
Братья Крейги - очень интересные и перспективные игроки. В принципе, отношения среди игроков в основном дружеские – все поздравляли Алфи Бёрдена и Игоря Фигуйерейдо с финалом чемпионата мира. Немцы и оба бразлица все время держались вместе. Многие пробовали тренироваться киями знакомых.
Т.к. мне выпала вечерняя смена, то оставались мы со вторым судьей то упора, т.е. до конца всех матчей (матч Пола Дэйвисона, который выиграл на 3-м туре, длился до 11-и вечера) . А поскольку мачтей в первый день было много, то перепричесав, перепригладив и перегладив кучу раз столы, я валилась с ног от усталости.
Второй день начался с чистки шаров. В этот день игралось уже только 4 сессии и было много интересных матчей. В матче Лассе Мюнстерманн – Ли Ричардсон последний признался, что не сильно огорчится по поводу проигрыша, т.к. собирается ехать в Телфорд на игру О`Салливан – Эбдон (до Телфорда от Престатина около 160 км). Надо сказать, что Ли уехал вовремя. Патрик Айнсле, свежеиспеченный чемпион Германии, в интерсном и сложном матче обыграл Игоря Фигуйерейдо 4-3 (у победителя брейк 112, у сопреника 98). Эндрю Паджет почти каждый свой плохой удар списывал на стол. Есть даже пословица среди судей: «Игрок никогда не виноват. Это всегда стол, судья и кий». Адита Мехта вновь огорчил фаворита – обыграл младшего из братьев, Сэма Крейги, со счетом 4-1.
Кроме подготовки столов мне удалось интересно пообщаться с некоторыми участниками. Например, судья Алек Камерон на текущий момент является главой шотландской федерации снукера. Он немного рассказал о сложной ситуации в Шотландии. На федерацию оказывается некоторое давление и не всем нравится, что снукер является приоритетом в этом органе (вот уж удивительное дело!). О кризисе можно сказать еще и потому, что Алек не судил ни одной игры Энтони Макгилла (хотя предполагалось, что он будет судьей финала)...По его же словам Стивен Хендри достаточно закрытый человек, зато Джон Хиггинс радеет за развитие снукера и всячески поддерживает федерацию.
Также, любопытно было узнать, что оба ведущих игрока Германии (Патрик Айнсле и Лассе Мюнстерманн) зарабатывают на жизнь только снукером, хоть и ищут дополнительных спонсоров.
Что еще характерно для первых дней, так это своеобразная охота за счетом. Т.к. организаторам необходимо иметь примерное представление о продолжительности матчей, мы периодически либо украдкой спрашивали у зрителей о текущем счете, либо также тихонько смотрели в протокол игры в перерывах между фреймами. Если матч имел опасность затянуться, а новая сессия должны была вот-вот начаться, то матч переносили на стол для практики.
В принципе, на этом туре азитаским игрокам крепко досталось от британцев.
Третий день. Все немного волновались, т.к. наконец нам предстояло по настоящему судить по 2 матча last 16. Хейдн Перри придирчиво осмотрел каждый стол перед игрой и затем наблюдал и оценивал судейство, что тоже было волнительно.
Первым мне достался матч Стивен Крейги против Энтони Макгилла. Игра была напряженной, т.к. в 2-х фремах из-за черного на краю лузы возникла сумасшедшая позиционная борьба, и 3 часа пролетели практически незаметно. Стивен сделал хороший брейк 77 очков, но Энтони ответил на это сериями 82 и 97. В итоге победил Макгилл со счетом 4-2, но Крейги точно может играть лучше.
Втрой матч Патрик Айнсле против Роберта Вэлианта. Патрик сломал наклейку буквально за 20 минут до начала, а запасной с собой не было, что не является однако оправданием проигрышу (счет 4-2 в пользу Роберта). Айнсле сделал неплохой брейк 46, а Роберт 56 и 70. Но Вэлиант был намного сильнее как в сериях, так и в позиционной борьбе. А мне пришлось преодолеть сложную для себя ситуацию – почистить биток, стоявший на середине стола. По словам г-на Перри справилась я хорошо не смотря на свой рост.
Четвертый день. Четвертьфиналы до 5-и побед. Игра, которая досталась мне, была настоящим триллером! Ирландец Винсент Малдун против никому не известного Фараха Аджаиба. Винсент отлично начал матч, не оставляя сопернику ни одного шанса и сомнения в исходе встречи (серия в 82 очка в третьем фрейме). Фарах заметно волновался и делал много ошибок. Честно говоря, у меня даже промелькнула мысль насчет того, как Аджаиб вообще прошел в 1/4 финала. 4 фрейма были сыграны всего за час! Оба соперника очень динамичны и быстры. Уходя на перерыв, Винсенту оставался всего один шаг к победе и сухому счету (4-0). Вернувшись, Фарах отыграл сначала фрейм престижа, затем на снукерах второй, потом и третий. И вот счет уже 4-4! Аджаиб смог сконцентрироваться во время короткого отдыха и найти игру, в то время как с Малдуном случился «синдром Мэтью Стивенса» - шары не шли и оставались удобными для соперника. Под конец Винсент по настоящему занервничал, т.к. не смог вырвать единственную нужную ему партию. Зато Аджаиб стал героем дня победив в решающем фрейме! Сам матч включая перерыв занял 2 с небольшим часа. Я так думаю, что если бы не было это паузы в 15 минут, то Малдун победил бы без вопросов. Фараху 18 лет и тренируется он в клубе Стюарта Петмана вместе с Шокатом Али. Высший брейк на турнире 136.
В то же время на остальных столах развернулись нешуточные бои. Еще один из фаворитов, Джек Лисовски, перед игрой был очень скован, что, наверное, и послужило причиной поражения (3-5 против Джейми О`Нила). А «надежда Шотландии» Макгилл в интересном и сложном матче обыграл чемпиона мира среди любителей Бёрдена (также 5-3). Еще один четвертьфинал я не видела, т.к. состоялся «разбор полетов», т.е. оценка моего судейства.
Признаться, я сама была не отличного мнения о том, как провела матчи (были помарки, но куда ж без них, все живые люди). Да к тому же оценивал меня бывший судья мейн-тура, имеющий громадный опыт в этом деле, который отвечает за подбор и продвижение судей из ПИОСа дальше (все тот же Хейдн Перри). И, повторюсь, ПИОС – это пропуск в мейн-тур и поэтому требования повышенные ко всем – как к игрокам (очень строгая дисциплина за столом), так и к судьям. Т.е. можно представить мое волнение. И как приятно было услышать от профессионала, что мой уровень очень хороший я могу участвовать в следующем сезоне. Также, Хейдн дал советы касательно выбора позиции за столом и несколько других. И, напоследок, он отметил, что очень доволен работой первой судьи из бывшего СССР.
Далее я была маркером 1/2 финала, в котором встречались Фарах Аджаиб и Роберт Вэлиант. На мой взгляд, 5-й тур стал триумфом низкого рейтинга, т.к. Роберт до того находился на 55-й позиции, а Фарах вообще на 89-й! Оба продемонстрировали и хорошие брейки, и отличную позиционную борьбу. Победил Аджаиб со счетом 5-3. В другом же полуфинале дошло до решающего фрейма, в котором одержал верх Энтони Макгилл.
Впереди оставался только финал (я – маркер, Янош Шабо из Англии – судья). Продрогнув в домике и не найдя снукера по ВВС, я решила сходить в паб. Классика английской кухни рыба с картошкой-фри (fish`n chips) мягко говоря, не впечатлила. Зато по ЕС плучилось захватить кусочек UK Championship и, судя, по собравшимся, все пришли за тем же J.
Последний день. Финал Энтони Макгилл против «темной лошадки» Фараха Аджаиба до 6-и побед. Уровень игры у Энтони все-таки несколько выше Фараха. В первых же фремах он сделал серии 60 и 102. Проблема Аджаиба в том, что он быстрый игрок и из-за излишней спешки и нервов допускал много ошибок. В то время как Энтони меньше рисковал и не бросался лишний раз в атаку, если не был уверен в ударе. Так что уравновешенная спокойная игра принесла победу представителю Шотлнадии. Счет 6-0 в его пользу и вторая финальная «сухая» подряд в туре. Также, Энтони в первый раз выиграл тур в этом сезоне.
Вообще, Макгилла было приятно судить, т.к. не смотря на то, что он полностью концентрируется на игре, но остается всегда вежлив по отношению к другим участникам матча. Хотя и находится под некоторым не очень хорошим давлением (его отец уверен, что сын уже чемпион мира).
Так и завершился пятый тур серии ПИОС. Было немного грустно, все разъежались (мой рейс был только на следующий день). Но впереди ждал сюрприз – вечером мне посчастливилось познакомиться и провести вечер с одной из легенд снукера – судьей Джоном Вильямсом!
На счету этого выдающегося человека 11 финалов чемпионата мира (10 из них в Крусибле), судейская карьера началась по его словам случайно (друг, один из организаторов турнира, спросил не хотел бы Джон посудить пару матчей) в 1974 году и длилась до 2002 г. Если посмотреть любую запись матчей с участием Вильмса, то ни за что не подумаешь, что в жизни он очень веселый, всем интересующийся и легкий в общении. Сейчас ему 72 года и он занимается организацией и проведением фестивалей снукера для молодежи в Понтинсе (не имеющих отношения к worldsnooker). 2 года назад первый раз прыгнул с парашютом в тандеме. На мой вопрос не страшно ли было, ответил, что нет и наоборот очень здорово. Самым ярким воспоминанием в карьере стал первый 147 в Крусибле в исполнении Клифа Торнбурна (тот, что не попал в телепоказ), т.к. никогда не видел максимума прежде. А одним из неприятных моментов стал матч на чемпионате мира в 1974 году. Тогда чм игрался еще не в Крусибле. Шла встреча Алекса Хиггинса против Фреда Дэвиса. Крыша помещения была стеклянной, что выглядело красиво. Но когда пошел сильный дождь, кто-то решил постелить на крышу что-то типа брезента (чтобы стук капель не мешал). В результате брезент набух, отяжелел от воды и под тяжестью стекло начало трескаться. А из трещин закапало прямо на стол. Матч пришлось остановить, высушивать сукно и успокаивать игроков. Считает Алекса Хиггинса одним из самых неприятных для судейства игроков (смотрите ролик про спор Алекса Хиггинса с Джоном от Юли).
Пока Хиггинс был на подъеме и играл хорошо, то проблем не было. Но как только карьера «Урагана» пошла на спад, судить его стало очень тяжело из-за отвратительного характера. Нету одного любимого игрока, все хороши. Особо нравится Рей Риордан и Терри Гриффитс. О том, что Джон Вильямс до сих остается уважаемым и любимым в мире снукера говорит еще и тот факт, что он заехал на один день в Телфорд посмотреть турнир, но сами матчи так и не увидел потому, что постоянно с кем-нибудь общалася (с тем же Гриффитсом, Дэйвисом, Дохерти и другими). Также, Вильямс живо интересовался тем как я стала судьей и положением снукера в моей стране. Я очень рада, что удалось пообщаться с такой интересной и яркой личностью. К тому же, Джон дал пару советов по судейству. Могу еще гордится тем, что благодаря мне он первый раз вж изни попробовал водку - не расслышал, что я пью (это был коктейль с названием “Vodka”) и принес не то. Отозвался примерно так: «Если бы я привикнул, то думаю, что водка мне бы понравилась».
Такой получилась моя поездка в сердце снукера. Хочется поблагодарить весь организаторский корпус за прекрасный прием, коллег-судей за поддержку и помощь и игроков за замечательные матчи. ПИОС – это совершенно другой новый уровень и отличная ступень к улучшению судейства. Я очень рада, что наконец смогла попасть сюда и очень надеюсь вернуться вновь".
Юля Корзина.
ПОСТСКРИПТУП:
Четверка самых запомнившихся в судейской деятельности приколов от Юли Корзиной
- ASO 2009: Случай в кафе с Марком Кингом. Заинтересовавшись, что же там такое кладут к сосиськам, он попробовал спросить у меня: «Что там еще на тарелке?». Я точно не знала и ответила, что либо сыр, либо капуста (действительно, было не понятно – небольшая горка почти белого цвета). Марк попытался выяснить у бармена, но тот не владел английским совсем. Тогда следующий в очереди по-немецки сказал: «Das ist Kren. Try it!» (т.е. попробуй, что это). Кинг – человек смелый, взял большую горсть и засунул в рот...Уже через секунду он с покрасневшим лицом бежал в туалет, т.к. съел приличную порцию хрена! Смех стоял на все фойе!
- European Team Chp 2009: команда Франции (мужчины) вышла в плей-офф и... не появилась ни на одном матче, т.к. уехала домой (не расчитывали выйти в плей-офф).
- European Team Chp 2009: во время полуфинала между командами Мальты и Уэльса пьяный посетитель вывалился под снукерный стол из русского бильярда по соседству.
- PHC 2007: объявляя начало фрейма с Фергалом О`Брайеном, судья произнес: «First frame, Fergal-to break-O`Brien»
Комментариев нет:
Отправить комментарий